Женя (civil_engineer) wrote,
Женя
civil_engineer

Category:

Kak ловчее образование окончательно развалить

Одно за другим приходят пугающие известия с "образовательного интенсива Остров". А, проще говоря, с совещания ректоров и других руководителей высшего образования о том как ловчее это самое образование окончательно развалить.

Песни все старые: дистанционное образование, он-лайн образование, самостоятельная работа, проекты и т.д. Все это не ново и хорошо укладывается в одну простую цель: уволим как можно больше преподавателей, а на тех, кого не сможем уволить, - сэкономим.

Вот что имею сказать.
Как и во всех сферах нашей жизни, реальные процессы и тенденции практически полностью противоположны декларируемым. Возможности обучающихся к самостоятельному восприятию информации не растут, а стремительно падают. При том, что количество этой информации и удобных способов ее усвоения растет действительно впечатляюще.

30 лет назад студенты клали перед собой лекции, несколько книжек, какие могли достать, и тщательно все это разбирали и сопоставляли. Мучительно искали ответы на свои вопросы то в одном, то в другом учебнике. Спрашивали друг друга, собирались вместе, чтобы прояснить сложные моменты. Редкие методички хранили как зеницу ока, так как в них была квинтэссенция нужного материала.

15 лет назад учебники уже отложили в долгий ящик. Стало появляться все больше методичек, в которых кратко разжевывались нужные студенту не только практические, но и теоретические навыки. Лекции потеряли актуальность, но на семинары все еще охотно ходили: там давалось пошаговое решение нужных задач. И, вместе с тем, стало появляться все больше студентов, которые не в состоянии работать с письменными источниками. Будь то методичка или запись семинаров. Но объяснения преподавателя в аудитории все еще воспринимались хорошо. Развивалась студенческая взаимопомощь. Успевающие объясняют материал отстающему, делают с ним (или за него) контрольные мероприятия. Порой не безвозмездно.

И, наконец, наши дни. Значительная масса студентов не в состоянии воспринимать не то что методички, а даже объяснения преподавателя в аудитории. Кто-то не имеет достаточной подготовки, кто-то теряет нить, кто-то отвлекается. Единственный доступный им способ обучения - индивидуальные занятия. Причем, регулярные и профессиональные. Студенческая взаимопомощь уже не справляется. Возникает массовый феномен репетиторства со студентами, немыслимый еще 10 лет назад. Параллельно критически сокращается легальный контакт преподавателя со студентом. Уменьшаются часы на любую контактную работу: прежде всего на индивидуальные консультации и собеседования. Все формы контроля становятся письменными, то есть и тут личного общения не происходит. А возможности для самостоятельного обучения становятся просто сказочными и все время расширяются. Только вот число тех, кто может ими воспользоваться, стремительно сокращается.

Перевод всего процесса в онлайн и исключение преподавателя окончательно оформит перевод образования в фикцию. Корочки будут, образования - нет.

Теперь, что касается того, что преподаватели за свою шкуру трясутся. И о моей личной судьбе в частности. Как говорил герой известного фильма: "Даже если вас академиком сделают, звери от этого болеть не перестанут". Учить математике-то все равно придется... На деле "оптимизация" школ и вузов приводит только к одному: массовые бюджетные формы обучения заменяются индивидуальными платными. А для этого что? Правильно, необходимо гораздо больше преподавателей. Так что те, кто знает и может учить, без работы не остаются. Более массовым становится сегмент слабых и очень слабых учеников. Соответственно, развиваются методы работы с ними. Например, я за последние годы очень многому в этом плане научилась. Не говоря уже о том, что отрастила терпение, и теперь умею замечать и радоваться самому минимальному прогрессу. Одновременно, сокращается количество сильных учеников и сложного материала. Преподаватель забывает и деградирует. Тут я тоже стараюсь бороться освоением новых редких разделов, в которых спрос хоть и небольшой, но специалистов еще меньше.

Так что... на наш век хватит. Вот только за детей страшно. Я бы серьезно кидала все силы на то, чтобы научить и приохотить их учиться самостоятельно. Другого пути получить качественное образование в ближайшее время не будет.
Tags: edu
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments