Женя (civil_engineer) wrote,
Женя
civil_engineer

Category:

Человек неиграющий

— Некоторые современные игрушки не только перестали быть средством детской игры, но и препятствуют ее развитию,— поясняет Елена Смирнова.— Популярные нынче игрушки, умеющие говорить, считать, петь песни, указывающие ребенку, что и как ему делать (не говоря уже о гаджетах), разрушают у детей само умение играть. Они блокируют активность ребенка, навязывая ему свою волю. Ведь с ними не нужно играть, ребенку достаточно наблюдать, что они делают. В результате детская игра превращается в простое манипулирование. А главные способности, которые формирует игра — воображение, свобода действий, эмоциональная вовлеченность в деятельность, творческая активность, изобретательность,— совершенно не развиваются.

Детские психологи в разных странах даже говорят о начале новой эпохи, которая ознаменовалась появлением нового человека, не умеющего играть в игры.

Электронная няня

Зачем же родители покупают неправильные игрушки? По наблюдениям экспертов, при выборе новинки они не так уж сильно отличаются от собственных детей. Чаще всего родители руководствуются тем, что рекламируется по телевизору, что более ярко и модно. А рынок соответственно поддерживается именно этим спонтанным родительским спросом. Отдельная проблема в том, что сами родители зачастую уверены, что современные дети — принципиально другие и что им для развития не нужны, скажем, традиционные пирамидки и мячики. Увы, это большое заблуждение, которому больше других подвержены молодые родители. Именно они активнее других осваивают новый сегмент: электронные игрушки для младенцев, которые адресованы детям начиная с 3–4 месяцев. Электронные погремушки, пирамидки, кубики, конструкторы — все теперь доступно на экране.

— Это совсем не подходящие для малышей игрушки, потому что из-за них снижается физическая активность, а это критично для раннего возраста,— говорит профессор Елена Смирнова.— В этот период для ребенка принципиальное значение имеет физический контакт с миром. Он должен видеть результат своего действия в реальном мире. Отсутствие этого или сокращение взаимодействия серьезно сказывается на психике, в первую очередь препятствует формированию эмоций и самосознания.

По словам специалистов, чем раньше ребенок сталкивается с гаджетами или роботизированной игрушкой, тем активнее у него формируется зависимость.
Игра с обычной игрушкой, как бы странно это ни звучало, требует от ребенка значительного усилия. Нужно представить себе воображаемую ситуацию, наделить характером и чувствами игрушку, придумать сценарий, по которому будут развиваться события, увлечь, в конце концов, своим невидимым миром другого ребенка. С электронными игрушками ничего этого не нужно: ребенок нажимает кнопку и на него обрушивается целый поток сенсорной информации. Мозг получает удовлетворение простым и быстрым способом, а именно так возникает любого рода зависимость (в том числе химическая). В итоге психологи сталкиваются с истериками и депрессиями детей в 3–4 года — обычное дело, когда тех лишают гаджетов и разговаривающих механических собачек.

— В США, кстати, недавно впервые появились нормы, регламентирующие время, которое дошкольники могут проводить с гаджетами, и контент, который они могут просматривать. В частности, рекомендовано исключить абсолютно все электронные устройства из жизни ребенка до 4 лет, а с 3 до 6 лет ребенок может пользоваться гаджетом только вместе с взрослым и не более 15–20 минут. Но это мало выполнимо,— констатирует профессор Елена Смирнова.— Технологичные игрушки и гаджеты очень удобны самим родителями: занимаясь с ними, ребенок молчит, возникает иллюзия, что он занят и в безопасности. На самом деле это не так. У многих современных детей возникают серьезные нарушения в коммуникации: человек перестает для них быть главным партнером по общению. Этим партнером становится гаджет. Иногда в детских садах можно наблюдать картину: ребенок весь день ждет маму, смотрит в окно, а когда она приходит, то бросается к ней... чтобы достать телефон из сумки.

Куда уходит детство?

В советское время был комитет по игрушке при Министерстве образования, через него проходил путь к ребенку каждой матрешки, неваляшки или пластмассового буратино. Их оценивали эксперты, давали рекомендации, утверждали или нет. «Огонек» в 1957 году (см. архив) писал о том, что специалисты раскритиковали музыкальные органчики за то, что те напевают однотипные мелодии «Барыня», «Гопак» и «Николай, давай закурим».
Tags: baby, edu, eu, ru, us
Subscribe

  • Трое дагестанцев в метро избили защитника девушки

    Когда их задерживали, они ещё ножиком помахали на полицию. Но они вряд ли сядут. В России самозащита граждан уголовно наказуема. Вмешаешься - ты же и…

  • Призрак бродит по Европе...

    Дорогие мои советские товарищи, время летит быстро, и не покидает то чуство как будто мы все фронтовики и нас каждым годом все меньше и меньше. А…

  • способ сказать гадость

    Ирония - как обертка от конфетки, развернешь: а там какашка. Это способ сказать гадость, замаскированный в шутовскую форму. В иронии всегда есть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments