Так что это гораздо больше, чем литература. Это сильно затрудняет коррекцию школьной программы, потому что, с точки зрения значения для русской культуры, все гении русской литературы, входящие в школьную программу, совершенно бесспорны, вот никого нельзя изъять. Изучать надо всех и еще больше. Но, с точки зрения формирования личности подростка, ребенка, юноши, девушки, сплошь и рядом это, простите великодушно, никуда не годится. Это писалось 150-200 лет назад по другим поводам, в другой стране, в другую эпоху, с другой моралью очень во многом, с другими ценностями во многом. Ну и вообще, многое из этого сегодня трудно читать физически. Большая часть людей, которые закатывают глаза и говорят: «О-о!» — делают это из обычного снобистского лицемерия, потому что надо уважать себя за продвинутые взгляды.
Так что по логике вещей должна быть классическая русская литература, чтобы имели представление о своем культурном коде. И должна быть литература, которая, действительно, людей чему-то учит, как-то воспитывает, помогает правильно видеть и понимать мир, понимать сделать правильный выбор и выстоять в трудных обстоятельствах, как каковые вопросы русская классическая литература никак не отвечает.
Воля ваша, но если взять даже блистательную, кристальную прозу Лермонтова – ну, и чему сегодня можно учиться на «Герое нашего времени», которого я люблю и ценю бесконечно? Но я давно, знаете ли, не подросток. Вопрос: Преступление и наказание должно научить чему? Что падшая женщина и падший мужчина могут возродиться и быть лучше некоторых благопристойных граждан? Ну согласен, но в наше время оно выглядит иначе, да и язык-то уж больно тяжел.
За 20+ лет жизни в Штатах я никогда не сталкивался с подобным делением. Никто при мне не обсуждал ни Шекспира, ни Марк Твена никого из этих "мёртвых белых мужчин". Всё, что человеку надо знать - это бейсбольную или хоккейную команду своего штата и всё, ты свой. Я-то даже названий их не знаю (не то что правил) и никто пока не спалил.