Женя (civil_engineer) wrote,
Женя
civil_engineer

Category:

Хороший материал Д.Быкова о Э.Рязанове.

Единственное но: "Служебный роман" не выше "Иронии", её ничто не выше - ни в СССР, ни в Штатах. И это уже заслуга Таривердиева, Цветаевой, Ахмадулиной и Евтушенко.

Все хорошие слова об Эльдаре Рязанове были сказаны еще при жизни – он из тех немногих российских творцов, кто успел получить всенародное признание. Сам он говорил, что почти все его фильмы встречались критическим залпом – а года через два как-то сами становились чуть не классикой. «Критика стреляет только по движущимся мишеням» – он сам придумал эту утешительную фразу.

Главный урок Рязанова заключается, по-моему, именно в том, что он и был движущейся мишенью – даже став автором бесспорных хитов, самым известным и кассовым режиссером России, любимцем интеллигенции и народа, он не переставал искать и меняться. Так учил его Эйзенштейн, одним из последних воспитанников которого он был. Эйзенштейн его ругал за лень и легкость – но любил со всем жаром и требовательностью. И Рязанов не переставал ломать амплуа, пробовать, ошибаться, побеждать – после легких музыкальных комедий снял серьезного, гротескного «Человека ниоткуда», попавшего на полку; после сатиры стал осваивать трагикомедию – самый сложный жанр, не прощающий вкусовых провалов; даже «Служебный роман» представлялся ему компромиссом – «Этот фильм лучше «Иронии», но он сделан в том же самом жанре, он второй, а каждую картину надо снимать, как первую». «Жестокий романс» был вызывающе несхож с его предыдущими опытами – шутка ли, на старости лет взяться за экранизацию классической «Бесприданницы» и сделать ее такой современной!

Он почувствовал, что в наше время правота будет за Карандышевыми, понял – за пять лет до массового пришествия «новых русских», – что вместо русского промышленника придет хищник, и подарил зрителю запоминающийся, наглядный портрет этого хищника. Потом, среди перестроечной эйфории, снял мрачный, безысходный, всех разозливший фильм «Дорогая Елена Сергеевна», а обновленную Россию показал в виде огромной свалки в «Небесах обетованных». И в последнем фильме – в сложном и поэтичном «Андерсене» – предсказал, что победа опять будет за сентиментальностью и талантом, а не за самодовольством и запретительством.

Он был одним из очень немногих людей, которые ничего не боятся вообще: чувство опасности у него было, конечно, но страха он не знал практически, сам этому удивлялся. На него орало киноначальство – он орал в ответ. Орал на него и Жириновский во время ток-шоу – а он спокойно и печально отвечал: клоун, клоун... Его любимым героем был Суворов, главной своей удачей он считал «Гусарскую балладу», и рядом с ним, таким уютным с виду, было удивительно спокойно – именно потому, что унизить его не мог никто. Прожил, как хотел, и сделал, что хотел. В России только тот и может осуществиться, кто презирает страх и гонится только за совершенством: тут, чтобы выиграть, надо рисковать. Вот почему его будут помнить прежде всего как мастера, виртуозно сочетавшего глубину и доступность, доброту и твердость, юмор и абсолютную серьезность.

Очень хороший был человек, большой режиссер, прекрасный современник, с которым хотелось сверяться и совпадать.
Tags: movie
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments